Подготовка шахматистов-разрядников

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка шахматистов-разрядников»  рассчитана на три года обучения и предназначена для детей уже имеющих начальные знания и умения по шахматам, ранее успешно обучившихся по Программе «Подготовка юных шахматистов».

Возможен набор на 2 и 3 год обучения при наличии знаний и умений, соответствующих предыдущему году данной программы.

Программа 1 года обучения:

  • Знакомство с открытыми дебютами: шотландская партия, испанская партия, королевский гамбит, итальянская партия, защита 2-х коней, северный гамбит, дебют 4-х коней, венская партия, гамбит Эванса. Знакомство с полуоткрытыми и закрытыми дебютами.
  • Основные правила разыгрывания миттельшпиля. Правила «хорошего тона» (по Х.Р.Капабланке). Понятие о шахматной технике. Закон реализации материального перевеса. Владение открытой линией.
  • Основные правила разыгрывания эндшпиля. Разыгрывание типовых позиций. Разбор отдельных окончаний.
  • Тактические приемы и комбинации. Блокировка. Промежуточный ход. Отвлечение.  Использование связки в комбинациях. Двойной шах.
  • Задачи-миниатюры на мат в 2 хода.

Программа 2 года обучения:

  • Основы современной теории дебютов. Изучение вариантов открытых  дебютов (шотландская партия, испанской партии, королевского гамбита). Изучение вариантов полуоткрытых дебютов (сицилианская защита, французская защита).
  • Атака на короля в миттельшпиле при нерокировавшем короле, при односторонних, разносторонних рокировках. Принципы ведения атаки. Разбор партий выдающихся шахматистов. Основы стратегии. План игры. Хорошие и плохие слоны. Использование открытых и полуоткрытых линий. Слон сильнее коня. Конь сильнее слона. Выключение фигуры из игры. Виды пешечного центра. Сильный пешечный центр. Подрыв центра.
  • Пешечные эндшпили. Ладейные эндшпили. Легкофигурные окончания. Ферзевые эндшпили.

Программа 3 года обучения:

  • Углубленное изучение  дебютов (шотландской партии, итальянской партии, защиты 2-х коней, испанской партии, королевского гамбита, северного гамбита, испанской партии, дебюта 4-х коней, венской партии, гамбита Эванса). Углублённое изучение полуоткрытых  дебютов (сицилианской защиты, защиты Каро-канн, скандинавской защиты).
  • Разбор учебных партий с типичными ошибками и партий выдающихся шахматистов.
  • Углубленное изучение пешечных, ладейных, легкофигурных и ферзевых эндшпилей.
  • Развитие навыков молниеносной игры.

В результате обучения учащиеся:

смогут достигнуть планируемых результатов:

Личностные результаты:

  • — улучшение способности выдерживать нагрузки, в течение определённого времени и преодолевать трудности;
  • — приобретение способности занять определенную позицию в конфликтной ситуации, в том числе, во время шахматной игры;
  • — улучшение умения контролировать свои поступки;
  • — улучшение памяти, логического мышления, творческих и коммуникативных способностей;
  • — умение воспринимать общие дела как свои собственные, особенно при проведении командных соревнований («командный дух», коллективизм);
  • — повышение уровня духовного развития, патриотического воспитания.

Метапредметные результаты:

  • — выполнять самостоятельно логические и творческие задания;
  • — самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой;
  • — вести корректное общение с педагогом и товарищами по группе.
  • — организованно и дисциплинированно работать в группе;
  • — решать логические, интуитивные задачи, комбинации;
  • — запоминать значительный объем информации;
  • — анализировать свою игру (искать ошибки, ставить оценки);
  • — решать комбинации;
  • — качественно самостоятельно работать с шахматной литературой, заниматься шахматным творчеством.

Предметные результаты:

К концу обучения учащийся в предметной области будет

знать:

  • — теорию шахматной игры в объеме программы;
  • — шахматную нотацию;
  • — правила игры вида спорта «шахматы», правила ФИДЕ в объеме программы;
  • — основы ЕВСК (Единой всероссийской спортивной квалификации).

уметь:

  • — вести игру с шахматными часами и записью партии;
  • — правильно обращаться к судье, с соблюдением «Правил шахмат»;
  • — вести судейство шахматных соревнований в качестве помощника судьи.
  • — самостоятельно работать с шахматной литературой (повторение теории и решение задач по учебнику);
  • — соблюдать правила безопасности, соответствующие программным требованиям;
  • — выполнить нормы 1-го юношеского разряда.

В коллективе  дружеская, творческая обстановка!

Мы  будем рады видеть всех желающих!