Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка шахматистов-разрядников» рассчитана на три года обучения и предназначена для детей уже имеющих начальные знания и умения по шахматам, ранее успешно обучившихся по Программе «Подготовка юных шахматистов».
Возможен набор на 2 и 3 год обучения при наличии знаний и умений, соответствующих предыдущему году данной программы.
Программа 1 года обучения:
- Знакомство с открытыми дебютами: шотландская партия, испанская партия, королевский гамбит, итальянская партия, защита 2-х коней, северный гамбит, дебют 4-х коней, венская партия, гамбит Эванса. Знакомство с полуоткрытыми и закрытыми дебютами.
- Основные правила разыгрывания миттельшпиля. Правила «хорошего тона» (по Х.Р.Капабланке). Понятие о шахматной технике. Закон реализации материального перевеса. Владение открытой линией.
- Основные правила разыгрывания эндшпиля. Разыгрывание типовых позиций. Разбор отдельных окончаний.
- Тактические приемы и комбинации. Блокировка. Промежуточный ход. Отвлечение. Использование связки в комбинациях. Двойной шах.
- Задачи-миниатюры на мат в 2 хода.
Программа 2 года обучения:
- Основы современной теории дебютов. Изучение вариантов открытых дебютов (шотландская партия, испанской партии, королевского гамбита). Изучение вариантов полуоткрытых дебютов (сицилианская защита, французская защита).
- Атака на короля в миттельшпиле при нерокировавшем короле, при односторонних, разносторонних рокировках. Принципы ведения атаки. Разбор партий выдающихся шахматистов. Основы стратегии. План игры. Хорошие и плохие слоны. Использование открытых и полуоткрытых линий. Слон сильнее коня. Конь сильнее слона. Выключение фигуры из игры. Виды пешечного центра. Сильный пешечный центр. Подрыв центра.
- Пешечные эндшпили. Ладейные эндшпили. Легкофигурные окончания. Ферзевые эндшпили.
Программа 3 года обучения:
- Углубленное изучение дебютов (шотландской партии, итальянской партии, защиты 2-х коней, испанской партии, королевского гамбита, северного гамбита, испанской партии, дебюта 4-х коней, венской партии, гамбита Эванса). Углублённое изучение полуоткрытых дебютов (сицилианской защиты, защиты Каро-канн, скандинавской защиты).
- Разбор учебных партий с типичными ошибками и партий выдающихся шахматистов.
- Углубленное изучение пешечных, ладейных, легкофигурных и ферзевых эндшпилей.
- Развитие навыков молниеносной игры.
В результате обучения учащиеся:
смогут достигнуть планируемых результатов:
Личностные результаты:
- — улучшение способности выдерживать нагрузки, в течение определённого времени и преодолевать трудности;
- — приобретение способности занять определенную позицию в конфликтной ситуации, в том числе, во время шахматной игры;
- — улучшение умения контролировать свои поступки;
- — улучшение памяти, логического мышления, творческих и коммуникативных способностей;
- — умение воспринимать общие дела как свои собственные, особенно при проведении командных соревнований («командный дух», коллективизм);
- — повышение уровня духовного развития, патриотического воспитания.
Метапредметные результаты:
- — выполнять самостоятельно логические и творческие задания;
- — самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой;
- — вести корректное общение с педагогом и товарищами по группе.
- — организованно и дисциплинированно работать в группе;
- — решать логические, интуитивные задачи, комбинации;
- — запоминать значительный объем информации;
- — анализировать свою игру (искать ошибки, ставить оценки);
- — решать комбинации;
- — качественно самостоятельно работать с шахматной литературой, заниматься шахматным творчеством.
Предметные результаты:
К концу обучения учащийся в предметной области будет
знать:
- — теорию шахматной игры в объеме программы;
- — шахматную нотацию;
- — правила игры вида спорта «шахматы», правила ФИДЕ в объеме программы;
- — основы ЕВСК (Единой всероссийской спортивной квалификации).
уметь:
- — вести игру с шахматными часами и записью партии;
- — правильно обращаться к судье, с соблюдением «Правил шахмат»;
- — вести судейство шахматных соревнований в качестве помощника судьи.
- — самостоятельно работать с шахматной литературой (повторение теории и решение задач по учебнику);
- — соблюдать правила безопасности, соответствующие программным требованиям;
- — выполнить нормы 1-го юношеского разряда.