Педагог: Татьяна Петровна Осипова
Дополнительная общеразвивающая программа «Шашки Шахматы» для детей старшего дошкольного возраста 5,5-7 лет, рассчитана на 1 год обучения (общекультурный уровень).
Программу условно можно разделить на две части: вводная часть обучение посредством шашек и основная часть по изучению игры шахматами. В самом начале даётся «фундамент», от правильного освоения которого, зависит дальнейший успех юного шахматиста. Чтобы было проще и интересней усвоить простые, но важные понятия, в первой части программы используются шашки, позволяющие самым юным игрокам, быстрее и легче освоить начальный материал, сопряжённый с шахматами.
Темы, которые будут даны во время освоения программы:
Шахматная доска. Горизонтали, вертикали, диагонали, поля – какие они бывают, как называются и обозначаются, какую роль играют. 8 цифр и 8 латинских (французских) букв их звучание и обозначение. Правильное расположение доски относительно игроков. Диаграмма. Центр, демаркационная линия, бортовые поля, фланги. Комбинации и решение задач. Первое знакомство с тремя стадиями партии и нотацией (запись ходов, партии). Правила поведения во время игры.
Параллельно с изучением теории и для её закрепления, посредством игры, даются основные правила и тактические приёмы игры в шашки. Решаются комбинации, задачи.
В этот период дети приучаются к порядку, дисциплине, усидчивости, внимательности. Вырабатывают настойчивость и терпение.
После 3 месяцев первичной подготовки (с применением шашек), даются правила и приёмы непосредственно вида спорта шахматы, изучаются темы:
Шахматные фигуры, как они ходят, ставят удары и бьют. Значение и ценность фигур, размен. Особые ходы: превращение пешки, взятие на проходе, рокировка.
Цель игры — Мат. Шах. Вечный шах. Пат. Ничья.
Выполнение задач. Начальные тактические приёмы. Нападение и защита. Двойной удар.
Постановка мата в 1 ход. Матование одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй.
Кроме умственных способностей (внимание, память, воображение, наблюдательность), развиваются навыки в общении, работе в коллективе. Воспитывается доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки, уважительное отношение, поддержка и взаимопомощь.
Программа является хорошим «тренажёром» в подготовке к школе.
В результате обучения учащиеся:
смогут достигнуть планируемых результатов:
Личностные результаты обучения:
- просчитывание ходов в игре способствует развитию стратегического мышления и воспитывает целеустремленность, из-за чего ребенок становится мудрее и дальновиднее;
- понимание того, что от собственного решения зависит результат партии, приучает детей к ответственности за свои поступки и учит объективно оценивать ситуацию;
- длительная мыслительная работа повышает работоспособность и учит самодисциплине;
- воспитывается выдержка и терпение, ведь желание выиграть заставляет довести партию до конца;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные:
- умение анализировать и достигать поставленной цели;
- умение прогнозировать и корректировать игру.
Познавательные:
- осуществлять анализ ходов во время игры;
- умение действовать в соответствии с правилами игры и просчитывать алгоритм ходов.
Коммуникативные:
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;
- умение задавать вопросы в соответствии с ходом игры и сотрудничества с партнером, т.е. использование профессиональных терминов, высказываний.
- умение адекватно реагировать на результат игры.
Предметные результаты обучения:
- Знание:
- теории и практики основ игры;
- истории возникновения шашек и шахмат;
- различных тактических приемов игры;
- нотации.
- Умение:
- применять полученные знания на практике;
- разыгрывать простейшие комбинации;
- выигрывать двумя против одной;
- ставить мат в 1 ход.
В коллективе дружеская, творческая обстановка!
Мы будем рады видеть всех желающих!