«Шашки Шахматы»

Педагог: Татьяна Петровна Осипова

Дополнительная общеразвивающая программа «Шашки Шахматы» для детей старшего дошкольного возраста 5,5-7 лет,  рассчитана на 1 год обучения (общекультурный уровень).

Программу условно можно разделить на две части: вводная часть обучение посредством шашек и основная часть по изучению игры шахматами. В самом начале даётся «фундамент», от правильного освоения которого, зависит дальнейший успех юного шахматиста. Чтобы было проще и интересней усвоить простые, но важные понятия, в первой части программы используются шашки, позволяющие самым юным игрокам, быстрее и легче освоить начальный материал, сопряжённый с шахматами.

 

Темы, которые будут даны во время освоения программы: 

Шахматная доска. Горизонтали, вертикали, диагонали, поля   – какие они бывают, как называются и обозначаются, какую роль играют. 8 цифр и 8 латинских (французских) букв их звучание и обозначение. Правильное расположение доски относительно игроков. Диаграмма. Центр, демаркационная линия, бортовые поля, фланги. Комбинации и решение задач. Первое знакомство с тремя стадиями партии и нотацией (запись ходов, партии). Правила поведения во время игры.

Параллельно с изучением теории и для её закрепления, посредством игры, даются основные правила и тактические приёмы игры в шашки. Решаются комбинации, задачи.

В этот период дети приучаются к порядку, дисциплине, усидчивости, внимательности. Вырабатывают настойчивость и терпение.

После 3 месяцев первичной подготовки (с применением шашек), даются правила и приёмы непосредственно вида спорта шахматы, изучаются темы:

Шахматные фигуры, как они ходят, ставят удары и бьют. Значение и ценность фигур, размен. Особые ходы: превращение пешки, взятие на проходе, рокировка.

Цель игры — Мат. Шах. Вечный шах. Пат. Ничья.

Выполнение задач. Начальные тактические приёмы. Нападение и защита. Двойной удар.

Постановка мата в 1 ход. Матование одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй.

Кроме умственных способностей (внимание, память, воображение, наблюдательность), развиваются навыки в общении, работе в коллективе. Воспитывается доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки, уважительное отношение, поддержка и взаимопомощь.

Программа является хорошим «тренажёром» в подготовке к школе.

 

В результате обучения учащиеся:

смогут достигнуть планируемых результатов:

Личностные результаты обучения: 

  • просчитывание ходов в игре способствует развитию стратегического мышления и воспитывает целеустремленность, из-за чего ребенок становится мудрее и дальновиднее;
  • понимание того, что от собственного решения зависит результат партии, приучает детей к ответственности за свои поступки и учит объективно оценивать ситуацию;
  • длительная мыслительная работа повышает работоспособность и учит самодисциплине;
  • воспитывается выдержка и терпение, ведь желание выиграть заставляет довести партию до конца;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты обучения: 

Регулятивные: 

  • умение анализировать и достигать поставленной цели;
  • умение прогнозировать и корректировать игру.

Познавательные: 

  • осуществлять анализ ходов во время игры;
  • умение действовать в соответствии с правилами игры и просчитывать алгоритм ходов.

Коммуникативные: 

  • умение договариваться и приходить к общему решению;
  • умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;
  • умение задавать вопросы в соответствии с ходом игры и сотрудничества с партнером, т.е. использование профессиональных терминов, высказываний.
  • умение адекватно реагировать на результат игры.

Предметные результаты обучения:

  • Знание:
    • теории и практики основ игры;
    • истории возникновения шашек и шахмат;
    • различных тактических приемов игры;
    • нотации.
  • Умение:
    • применять полученные знания на практике;
    • разыгрывать простейшие комбинации;
    • выигрывать двумя против одной;
    • ставить мат в 1 ход.

 

В коллективе  дружеская, творческая обстановка!

Мы  будем рады видеть всех желающих!